ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОЛОСА НА ЧАКРЫ
Методика восстановления равновесия в системе чакр при помощи голоса была описана еще три тысячи лет назад в аюрведе — ведической системе врачевания. В большинстве случаев воздействие на чакры сводится к пению мантр, однако может включать в себя и отдельные гармонически связанные звуки (о системе соответствия гласных звуков и чакр вы сможете прочесть подробнее в следующей главе). В числе прочих на системе гармонически взаимосвязанных тонов базируется и методика Рэндела Маклеллана.
Рэндел Маклеллан, автор книги «Целительная сила музыки» (Randall McClellan. The Healing Forces of Music), разработал методику воздействия на чакры при помощи человеческого голоса. Суть ее заключается в следующем: человек, желающий восстановить гармонию в собственной системе чакр, поет ряд звуков, гармонически связанных между собой. Эта вокальная техника несколько отличается от обертонального пения, однако в основе ее лежит тот же принцип — принцип гармонического ряда.
«Применение методики, основанной на принципе гармонического ряда, требует голосового диапазона, по крайней мере, в две октавы… — пишет доктор Маклеллан. — Если нижний тон этого диапазона принять в качестве второй гармоники, то основным будет тон на октаву ниже его, то есть основной тон здесь выходит за пределы голосового диапазона человека».
В системе доктора Маклеллана с нижней чакрой резонирует тон на октаву выше основного.
Например, в до-мажоре это нота до. Со второй чакрой резонирует тон на квинту выше предыдущего (в нашем примере — соль); с чакрой пупка — тон, составляющий с основным интервал в две октавы (снова до); с сердечной чакрой — тон выше предыдущего на большую терцию (ми); с горловой чакрой — тон выше предыдущего на квинту (соль); с чакрой третьего глаза — тон выше предыдущего на малую септиму (си-бемоль); и, наконец, венечной чакре — нота до, отстоящая от основного тона на три октавы. Таким образом, с семью энергетическими центрами человеческого организма вступают в резонанс ноты, соответствующие семи первым обертонам.
«Выстраивая ряд тонов, призванных воздействовать на чакры, — пишет доктор Маклеллан, — мы взяли за основу принцип гармонического ряда, то есть систему соотношений между 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й и 8-й гармониками. В результате обнаружилось, что природная взаимосвязь между основанием позвоночника, солнечным сплетением и теменем отражена в структуре гармонического ряда, где 2-й, 4-й и 8-й обертоны отделены друг от друга октавами (напомню, что соотношение частот, составляющих интервал в одну октаву, — 2:1). Взаимосвязь между второй и шестой чакрами выражена соотношением 3-го и 6-го обертонов, которые также отделены друг от друга октавой. Сердечной чакре соответствует пятая гармоника, несущая в себе стабилизирующую силу большой терции. Третьему глазу соответствует 7-й обертон».
К тому времени, как я познакомился с системой доктора Маклеллана, я и сам уже имел некоторый опыт как в области резонансного воздействия на энергетические центры, так и в обертональном пении. Используя в качестве основного тона частоту, резонирующую с моим физическим телом, я установил, что первый обертон резонирует с моей нижней чакрой, второй — со второй чакрой, третий — с чакрой пупка, четвертый — с сердечной, пятый — с горловой, шестой — с третьим глазом, а с «венцом» резонирует тон, на три октавы превосходящий основной. Овладев техникой создания вокальных гармоник, вы сможете испробовать это упражнение на себе и проверить, подходит ли эта система вашему организму.
Кей Гарднер, музыкант и композитор, автор книги «Звуковое исследование внутренних органов» (Kay Gardner. Sounding the inner landscape), также разработала особую систему соответствия между чакрами и гармонически взаимосвязанными тонами. Ссылаясь на Питера Майкла Хэмела (автора работы «Через музыку к внутреннему Я»), Кей утверждает, что рагу Сарасвати (в тональности До-мажор) составляют ноты до, ре, ми, фа-диез, соль, ля и си-бемоль. Эти ноты соответствуют обертонам в пределах первых четырех октав гармонического ряда. Кей соотносит ноту до с нижней чакрой, ре — со второй чакрой, ми — с чакрой пупка, фа-диез — с сердечной чакрой, соль — с горловой, ля — с третьим глазом, а си-бемоль — с «венцом».
Для резонансного воздействия на чакры Кей применяет основные тоны, а не гармоники. Я, однако, включил описание ее методики в настоящую главу, поскольку в основе также лежит принцип гармонического ряда.
Еще один способ терапевтического применения гармоник — резонансное воздействие на мозг. Мне часто приходится слышать от людей, занимающихся обертональ-ным пением, что в момент создания вокальных гармоник они ощущают в голове вибрацию, а иногда, закрыв глаза, видят свет. Некоторые из них даже утверждают, что четко чувствуют, как разные гармоники вызывают резонанс в различных зонах мозга. Подобные ощущения в процессе обертонального пения переживал и я. Возможность использования вокальных гармоник для стимуляции тех или иных участков мозга интересовала меня издавна. Я узнал о ней в 1984 г. из записанной на пленку лекции Пир Вилаят Хана, посвященной врачеванию при помощи звука.
«Как-то раз, — говорил Пир Вилаят, — я побывал в гостях у немецкого композитора Штокгаузена. За ужином он продемонстрировал мне свое удивительное искусство обертонального пения. Ему удалось пропеть двадцать восемь обертонов, чистых, как звон колокольчика. Господин Штокгаузен объяснил, что, производя обертон, он сосредоточивается на определенной точке в мозгу над верхним нёбом; и чем выше обертон, тем выше расположена соответствующая точка.
Мне пришло в голову, что при помощи вокальных гармоник можно создавать резонанс в различных областях мозга — например, в гипофизе. Резонанс немедленно активизирует его работу, и гипофиз начнет выделять гормоны. Однако этот процесс необходимо строго контролировать: ведь бессистемное возбуждение гипофиза может нанести организму непоправимый вред. Крайне важно знать, к выработке каких гормонов приведет резонансное воздействие. Будут ли это гормоны роста? Или половые гормоны? Или какие-то иные? Таким образом, на деле все оказывается гораздо сложнее, чем на словах. Однако моей целью было лишь предложить вам направление научных разработок, которые, хочется верить, уже в следующем десятилетии принесут достойные плоды».
Карлхайнц Штокгаузен — немецкий композитор-авангардист, мистик и ясновидящий. Он первым сочинил музыкальное произведение специально для певцов обертонов. Этой композиции Штокгаузен дал название «Stimmung», что в переводе с немецкого означает «настройка». Его вклад в развитие гармонической музыки трудно переоценить. В числе учеников Штокгаузена были такие мастера обертонального пения, как английская це-лительница-звукотерапевт Джилл Пёрс и швейцарский музыкант и композитор Михаэль Феттер.
В сопроводительной статье к альбому «Stimmung» 1969 г. Штокгаузен писал:
«Композиция Stimmung — ничто иное, как один-единственный аккорд, звучащий на протяжении семидесяти пяти минут и за это время не меняющийся ни на полтона. Аккорд составляют одни лишь вокальные гармоники — вторая, третья, четвертая, пятая, седьмая, девятая. Основного тона среди них нет… Певцам потребовалось полгода, чтобы научиться точно выпевать обертоны — девятый, десятый или одиннадцатый, тринадцатый — вплоть до двадцать четвертого… Процесс обертонального пения сопряжен с удивительными ощущениями: вы отчетливо чувствуете, как обертоны порождают вибрацию в разных участках вашего черепа. Если бы вы встретились с певцами по прошествии шести месяцев после всемирной выставки в Осаке, когда они впервые выступили с этой композицией, вы бы заметили, как сильно они изменились за это время».
Штокгаузен подразумевает не только перемены в характере и поведении. У певцов, выступавших с этой композицией более сотни раз, заметно изменилась форма черепа. Однако открытым остается вопрос: в чем заключается суть этих перемен? Затронула ли она лишь костную ткань черепа или охватила и сам мозг? Если резонансное воздействие на мозг путем создания вокальных гармоникдействительно возможно, значит, существует значительно более безопасный способ стимуляции мозга, чем единственный научно признанный на данный момент метод — хирургическое вмешательство, когда через просверленную в черепе дыру в мозг вставляют электроды.